Гдз Боголюбов Л.Н. к учебнику по обществознанию 8 класс Параграф 13

Гдз Боголюбов 8 класс учебник Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Год: 2014
Описание: Гдз к учебнику ⁠Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.

Боголюбов 8 класс / Параграф 13

§13. Социальная структура общества.

Проверим себя.

1. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?

Существуют различные подходы к классификации общественных страт, и зависят от направления социологии в рамках которых они обозначены. В современной социологии выделяют следующие признаки страт: доход, богатство, власть, образование, престиж.

2. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?

Социальное неравенство выражается в социальной дифференциации, в рамках которой отдельные социальные группы, классы или индивиды находятся на разных позициях в одном обществе. Причем эти позиции вертикальные, а все отношения в обществе выстроены иерархично.

Социальное неравенство выражается в разном доступе к материальным благам у разных людей в одном обществе. Разные страты имеют разные возможности и разный доступ к ресурсам, которые еще и в ограниченном количестве.

Социальное неравенство естественно и образуется из-за того, что у людей изначально неравные возможности – кто-то родился в семье президента, а кто-то в семье слесаря.

3. Какой процесс получил название социальной мобильности?

Социальной мобильностью называется процесс, в рамках которого происходит смена социального слоя (социального положения в обществе).

Социальная мобильность может быть вертикальной (снизу-вверх, сверху-вниз) или горизонтальной (где от перемены мест слагаемых, социальное положение сильно не меняется).

4. Что способствует продвижению по социальной лестнице?
Какие же механизмы, или, как их называют социологи, лифты, способствуют восходящей социальной мобильности?

Социальный лифт подразумевает быстрое вертикальное изменение социального положения.

1) Получение образования

2) Военная служба

3) Социальный статус семьи

4) Физические и умственные способности

5) Вступление в брак

6) Смена места жительства

5. Каковы основные признаки социальной группы?

Социальная группа — это совокупности людей, имеющих признаки присущие только данной группе (профессия, приверженность религиозным течениям, территориальные признаки).

Основные признаки социальных групп:

1) Устойчивое взаимодействие, способствующее прочности и стабильности существования соц. групп;

2) Относительно высокая степень единства и сплоченности;

3) Чётко выраженная однородность состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

4) Возможность вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

6. Назови основные виды социальных групп.

1. По количеству индивидов:

— большие группы.
-малые группы.

2. По типу солидарности членов группы:

— Формальные.
— Неформальные.

3. По способу вхождения в группу:

— Членские группы. Человек сначала попадает, потом осознаёт себя членом. 
— Добровольные группы. 
— Смешанные группы (например религиозные).

4. По степени открытости:

— Эклюзивные — доступ новых членов не возможен. 
— С ограничениями (например монастырь).
— Инклюзивные — нет препятствий для вхождения в группу.

5. По характеру членства в группе:

— Первичные.
— Вторичные.

6. Референтная:

— реальная.
— воображаемая.
— позитивная (социально-одобряемая).
-негативная.

7. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?

В развитии общества социальные конфликты занимают не последнее место и играют значительную роль. Однако роль эта вовсе не позитивная. Социальные конфликты — это всегда сталкивание, борьба, которая зачастую приводит к негативным последствиям. Социальные конфликты могут перерастать во что-то более глобальное, нежели просто конфликт, и даже незначительный конфликт в социуме может стать той спичкой, от которой возгорится пожар войны.

В классе и дома.

1. Составь социальный портрет типичного представителя среднего класса в нашем обществе, используя следующие показатели: образование, семейное положение, источники и средний размер доходов, место проживания (город, село), жилищные условия, формы проведения досуга.

Социальный портрет типичного представителя среднего класса в российском обществе:

Образование: определенно, высшее, вероятно, представитель среднего класса имеет не только диплом бакалавра, но также диплом магистра.

Семейное положение: он женат/замужем, разведен, имеет детей.

Источники и средний размер доходов: имеет собственный бизнес или работает на руководящей должности в компании (директор отдела или что-то вроде того).

Место проживания (город, село): город.

Жилищные условия: имеет квартиру, дачу в собственности.

Формы проведения досуга: активный отдых, спорт, поездки заграницу.

2. Представь себе общество, в котором главными критериями стратификации были бы возраст и уровень образованности. Какие группы населения, на твой взгляд, заняли бы более высокие позиции, а какие оказались бы в нижней части социальной лестницы?

В подобном обществе наиболее высокие позиции занимали бы люди средних лет с высшим образованием, а также люди старше среднего возраста с 2-мя высшими образованиями.

В тоже время, низкие позиции были бы заняты молодыми со средним образованием, с начальным образованием и так далее.

В целом, в современном обществе все так и обстоит.

3. Некоторые социологи считают, что образование сегодня можно купить, оно — производное от дохода и поэтому не может входить в число основных критериев социального расслоения. А как считаешь ты? Свой ответ поясни.

Можно проплачивать обучение, но не учиться. Действительно, коррупция иногда позволяет купить диплом, или заплатить кому-то за выполнение дипломной работы. Но диплом никоим образом не отражает действительное наличие образования у человека. Приобретая диплом, ты не приобретаешь знания. Образованный человек будет разительно отличается от человека необразованного, но с купленным дипломом. Таким образом, образование по прежнему может считаться одним из основных критериев социального расслоения.